Ответ на настоящий вопрос подготовлен совместно с аспирантом кафедры теории государства и права Юридического института Сибирского федерального университета Провоторовым Дмитрием Владимировичем.
О необходимости отменить обязательное использование по использованию контрольно-кассовых аппаратов много говорилось на Всероссийском форуме по малому и среднему предпринимательству в Москве 22 апреля 2009 года, в частности, за отмену ККМ высказался Председатель Правительства РФ Владимир Владимирович Путин.
Законопроект, предусматривающий освобождение организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, от обязанности применения контрольно-кассовой техники, одобрен Советом Федерации 7 июля 2009 г.
Практически всю необходимую информацию о тексте законопроекта, дополнительных документах к нему, ходе его движения Вы можете почерпнуть на специальном разделе "Поиск законопроектов" сайта Государственной Думы.
Ссылка на документы по данному конкретному законопроекту: http://www.duma.gov.ru/faces/lawsearch/gointer.jsp?c=471693-4
Согласно проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» предлагается дополнить статью 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» пунктом 2.1 следующего содержания:
«Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 настоящей статьи (этими пунктами установлены случаи, когда организации и индивидуальные предприниматели при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности или в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники) при осуществлении видов деятельности, облагаемых единым налогом, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товары (работы, услуги) от населения.
Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:
наименование документа;
порядковый номер документа, дату его выдачи;
наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);
идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
Также данный законопроект предоставляет возможность налоговым органам контролировать соблюдение организациями и индивидуальными предпринимателями обязанности по выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), а также налагать штрафы на организации и индивидуальных предпринимателей за отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Планируется и внесение изменений в абзац первый статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который предлагается изложить в следующей редакции:
«Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных федеральным законом случаях контрольно-кассовых машин, а также отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), -».
Кроме того, согласно данному законопроекту вносятся изменения в Федеральный закон от 3 июня 2009 года № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», по смыслу которых закон о неприменении ККТ в малом бизнесе не распространяются на платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также на кредитные организации и банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
В соответствии со ст. 107 Конституции РФ принятый (и одобренный Советом Федерации) федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его либо может отклонить данный законопроект. На настоящий момент неизвестно, какое решение Президент РФ принял по данному законопроекту.
Согласно ст. 5 законопроекта данный Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. То есть, если Президент РФ подпишет закон, то он в силу ст. 4 ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» вводится в действие со дня первой публикации его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или "Собрании законодательства Российской Федерации".